КНИГИ О ЛЮБВИ - Клан MacSexy - четыре года спустя :-)

Бывший клуб РОМАНТИКОВ, которые любят Любовные Романы и не только... Романтики объединяемся!
 
ФорумПорталКалендарьГалереяЧаВоПоискПользователиГруппыРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
На страницу : Предыдущий  1, 2, 3, 4, 5, 6  Следующий
АвторСообщение
La comtesse
Мечта Влюбленного Поэта
avatar

Сообщения : 5805
Очки : 6342
Репутация : 42
Дата регистрации : 2009-12-27
Возраст : 29
Откуда : Россия, Ульяновск
Настроение Шоколад вдвойне вкусней, если ночью и нельзя...

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Пн Сен 20 2010, 20:23

Чтобы еще такое найти "виларовское" в Киеве...

_________________
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Айрин
Афродита - богиня красоты и любви
avatar

Сообщения : 4846
Очки : 5137
Репутация : 38
Дата регистрации : 2010-01-10
Возраст : 33
Откуда : Украина
Настроение Всем девушкам нравится Брэд Питт, а мне ты)))

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Пн Сен 20 2010, 20:24

Добавила ссылку на сайт.
Блин, я возле этих ворот летом чуть ли не каждый день ходила (там рядом Макдональдс). А то, что под стеклом остатки старой брамы есть и не знала.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
La comtesse
Мечта Влюбленного Поэта
avatar

Сообщения : 5805
Очки : 6342
Репутация : 42
Дата регистрации : 2009-12-27
Возраст : 29
Откуда : Россия, Ульяновск
Настроение Шоколад вдвойне вкусней, если ночью и нельзя...

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Пн Сен 20 2010, 20:26

Эх, если бы до поездки ты прочитала "Чужака", то ходила бы уже с другими чувствами....

_________________
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Айрин
Афродита - богиня красоты и любви
avatar

Сообщения : 4846
Очки : 5137
Репутация : 38
Дата регистрации : 2010-01-10
Возраст : 33
Откуда : Украина
Настроение Всем девушкам нравится Брэд Питт, а мне ты)))

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Пн Сен 20 2010, 20:27

La comtesse пишет:
Пойму. drunken Ну все, будет у нас экскурсия по "виларовским местам". Evil or Very Mad

Да, нужно организовать такую. Благо старый Киев - это нынешний центр.

La comtesse пишет:
Чтобы еще такое найти "виларовское" в Киеве...

Обязательно найдем. Еще ведь Подол остался.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Айрин
Афродита - богиня красоты и любви
avatar

Сообщения : 4846
Очки : 5137
Репутация : 38
Дата регистрации : 2010-01-10
Возраст : 33
Откуда : Украина
Настроение Всем девушкам нравится Брэд Питт, а мне ты)))

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Пн Сен 20 2010, 20:28

La comtesse пишет:
Эх, если бы до поездки ты прочитала "Чужака", то ходила бы уже с другими чувствами....

Если бы я раньше эту информацию нашла...
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Айрин
Афродита - богиня красоты и любви
avatar

Сообщения : 4846
Очки : 5137
Репутация : 38
Дата регистрации : 2010-01-10
Возраст : 33
Откуда : Украина
Настроение Всем девушкам нравится Брэд Питт, а мне ты)))

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Пн Сен 20 2010, 20:31

La comtesse пишет:
Чтобы еще такое найти "виларовское" в Киеве...

Да, Киев как-то более доступен нам. Может в Нормандию махнем? Или к Стоунхенджу?
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
La comtesse
Мечта Влюбленного Поэта
avatar

Сообщения : 5805
Очки : 6342
Репутация : 42
Дата регистрации : 2009-12-27
Возраст : 29
Откуда : Россия, Ульяновск
Настроение Шоколад вдвойне вкусней, если ночью и нельзя...

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Вт Сен 21 2010, 02:55

Давай у Стоунхеджу!!! Это мой любимый роман. Evil or Very Mad


_________________
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Айрин
Афродита - богиня красоты и любви
avatar

Сообщения : 4846
Очки : 5137
Репутация : 38
Дата регистрации : 2010-01-10
Возраст : 33
Откуда : Украина
Настроение Всем девушкам нравится Брэд Питт, а мне ты)))

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Вт Сен 21 2010, 07:43

И Стоунхендж я люблю. Может когда-нибудь удастся побывать там...
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Айрин
Афродита - богиня красоты и любви
avatar

Сообщения : 4846
Очки : 5137
Репутация : 38
Дата регистрации : 2010-01-10
Возраст : 33
Откуда : Украина
Настроение Всем девушкам нравится Брэд Питт, а мне ты)))

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Ср Сен 22 2010, 20:32

Несколько фоток Киева, тесно повязаных с Киевской Русью.





Золотые ворота.



Софиевские ворота





Макеты Киева.

Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Айрин
Афродита - богиня красоты и любви
avatar

Сообщения : 4846
Очки : 5137
Репутация : 38
Дата регистрации : 2010-01-10
Возраст : 33
Откуда : Украина
Настроение Всем девушкам нравится Брэд Питт, а мне ты)))

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Чт Сен 23 2010, 18:09

Вот нашла информацию:

Стемид - посол князя Олега. Участвовал в переговорах с греками в 907 г., 912 г.
Рулав — посол князя Олега. Участвовал в переговорах с греками в 907 и 912 гг.
Вельмуд (Веремуд) — посол князя Олега. Участвовал в заключении мирных договоров с Византией в 907 и 912 гг.
Гуды — посол князя Олега. Участвовал в заключении мирного договора с Византией в 912 г.
Карл — посол князя Олега. Участвовал в заключении мирного договора с Византией в 907 и 912 годах.
Фарлаф — посол князя Олега. Участвовал в переговорах с греками в 907 и 912 гг.
Инегелд — посол князя Олега. Участвовал в заключении мирного договора с Византией в 912 году.



Последний раз редактировалось: Айрин (Вс Ноя 07 2010, 16:58), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Айрин
Афродита - богиня красоты и любви
avatar

Сообщения : 4846
Очки : 5137
Репутация : 38
Дата регистрации : 2010-01-10
Возраст : 33
Откуда : Украина
Настроение Всем девушкам нравится Брэд Питт, а мне ты)))

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Чт Сен 23 2010, 18:11

Цитата :
Стемид - посол князя Олега. Участвовал в переговорах с греками в 907 г., 912 г.

Таким же именем зовут и главного героя в серии "Светорада".

Цитата :
Инегелд — посол князя Олега. Участвовал в заключении мирного договора с Византией в 912 году.

Также зовут брата Светорады.

Остальные имена в "Светораде Янтарной" тоже упоминаются. Именно во время подписания договора с Византией и не только.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
La comtesse
Мечта Влюбленного Поэта
avatar

Сообщения : 5805
Очки : 6342
Репутация : 42
Дата регистрации : 2009-12-27
Возраст : 29
Откуда : Россия, Ульяновск
Настроение Шоколад вдвойне вкусней, если ночью и нельзя...

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Чт Сен 23 2010, 18:34

Айрин, ты думаешь, это прототипы, или просто Вилар взяла реальные, но не слишком распространенные имена?

_________________
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Айрин
Афродита - богиня красоты и любви
avatar

Сообщения : 4846
Очки : 5137
Репутация : 38
Дата регистрации : 2010-01-10
Возраст : 33
Откуда : Украина
Настроение Всем девушкам нравится Брэд Питт, а мне ты)))

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Чт Сен 23 2010, 18:45

La comtesse пишет:
Айрин, ты думаешь, это прототипы, или просто Вилар взяла реальные, но не слишком распространенные имена?

Я думаю, что это просто совпадение имен. Хотя...
Если честно, то все эти имена упоминаются только в связи с подписанием договора Руси с Византией, и все. Кем были эти люди, к сожалению, неизвестно.
Поход Олега на Византию в 907 году многие историки вообще считают выдумкой.
Как что что-то утверждать сложно.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Айрин
Афродита - богиня красоты и любви
avatar

Сообщения : 4846
Очки : 5137
Репутация : 38
Дата регистрации : 2010-01-10
Возраст : 33
Откуда : Украина
Настроение Всем девушкам нравится Брэд Питт, а мне ты)))

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Чт Сен 23 2010, 18:46

Но какой-то намек в "Светораде Янтарной" на это есть. Вот, когда будешь читать эту часть, уже последние несколько глав, то там эта параллель будет очень хорошо видна.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Госпожа Наслаждений
Баронесса


Сообщения : 30
Очки : 30
Репутация : 0
Дата регистрации : 2010-10-03
Возраст : 29
Откуда : Самара
Настроение Волнообразное

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Пт Окт 08 2010, 19:32

Очень интересно,спасибо за информацию,особенно по медицине,хотя это страшно,но мной нездоровый медицинский юмор - я смеялась(простите). А я помню, как в одной книги читала о том, что спали они на деревянной подставки,чтобы прическу не испортить)))))))))
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Айрин
Афродита - богиня красоты и любви
avatar

Сообщения : 4846
Очки : 5137
Репутация : 38
Дата регистрации : 2010-01-10
Возраст : 33
Откуда : Украина
Настроение Всем девушкам нравится Брэд Питт, а мне ты)))

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Вс Ноя 07 2010, 13:04

Свенельд — воевода варяжского происхождения X века в Киевской Руси.
Возможно, имя Свенельда содержит в себе указание на его скандинавское или балтское происхождение. В новгородских летописях имя передано в виде Свентельд, варианты записи имени в разных летописях всегда зависят от формы, в которой имя представлено в летописном тексте русско-византийского договора 971 года. В родословной Ивана Серко - Святольд.
Начал карьеру при князе Игоре. В русско-византийском договоре 944 года он не назван, но Новгородская летопись младшего извода говорит о его участии в завоевании уличей и сборе дани с подвластных славянских племен. Он имел личную дружину, обладал значительными богатствами. Некоторые историки считают, что Свенельд контролировал часть территории Руси на западе (древляне) и юго-западе (уличи). Зависть дружины великого киевского князя Игоря к дружине Свенельда заставила князя в 945 году дважды собрать дань с древлян, что привело к восстанию и убийству Игоря.
Свенельд возглавил карательный поход по подавлению восстания древлян, поддержав вдову Игоря, княгиню Ольгу. Летопись называет Свенельда воспитателем сына Игоря князя Святослава, наряду с боярином Асмудом.
При Святославе Свенельд был одним из наиболее приближенных воевод, участвовал в походах князя на Болгарию и Византию. Некоторые его отождествляют со Сфенкелом из «Истории» Льва Диакона, названным «третьим по достоинству после Сфендослава» (вторым был Икмор), он же Свангел Скилицы, считавшийся им, однако, вторым в войске русов. В 971 году Сфенкел/Свангел, возглавляя семитысячную дружину, защищал Преслав, а после его падения прорвался в Доростол к Святославу. Однако под Доростолом по византийским источникам он был убит, а Свенельд ещё не раз встречается на страницах русских летописей. Свенельд упомянут наряду со Святославом в договоре Руси и Византии 971 года, который был заключён после гибели Сфенкела/Свангела.
В 972 году он отговаривал Святослава идти в Киев через днепровские пороги, зная что там устроили засаду печенеги, предлагал путь «на конях». Свенельд отправился конным путем через юго-восточные земли Руси и благополучно вернулся в Киев, а князь отправился по Днепру и в битве на порогах с печенежским ханом Курей погиб.
При сыне Святослава Ярополке Свенельд сохраняет свою ведущую роль в политической жизни Руси. В это время возникает конфликт между Свенельдом и братом Ярополка Олегом, который правил древлянской землей. В 975 году, охотясь в древлянских землях, сын Свенельда Лют был убит Олегом. В ответ Свенельд начал подстрекать Ярополка начать войну с братом, что тот и сделал. К 978-980 годам Свенельд (уже бывший пожилым человеком), по всей видимости, умер, поскольку больше не фигурирует в описании войны Владимира и Ярополка.
Некоторые считают, что Свенельд скрывается в летописи под именем воеводы Блуда, который предал Ярополка и обрек его на гибель. По сведениям В. Н. Татищева Блуд был убит Владимиром вскоре после прихода к власти.
Летопись называет двух сыновей Свенельда: Мстиша и Лют.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Айрин
Афродита - богиня красоты и любви
avatar

Сообщения : 4846
Очки : 5137
Репутация : 38
Дата регистрации : 2010-01-10
Возраст : 33
Откуда : Украина
Настроение Всем девушкам нравится Брэд Питт, а мне ты)))

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Вс Ноя 07 2010, 13:10

Игорь (возможно др.-исл. Ingvar, ок. 878—945 гг.) — великий князь Киевской Руси, по летописи — сын Рюрика. Первый русский князь, известный по синхронным византийским (как греч. 'Ιγγωρ) и западноевропейским источникам.

Игорь в летописи
В 879 году, согласно «Повести временных лет» (начало XII века), умирает основатель древнерусской княжеской династии Рюрик, передав власть своему родичу Олегу. Рюрик оставил на попечение Олега малолетнего сына, Игоря. Когда в 882 году Олег подошёл к Киеву, где правили варяги Аскольд и Дир, он хитростью выманил киевских князей из города и приказал убить их именем Игоря, которого летопись называет ещё младенцем: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика.»
В русско-византийском договоре 911 года Олег назван «великим князем русским», то есть в документальном источнике он считался не регентом при Игоре, а полновластным правителем.
В 903 году Игорю привели жену из Пскова, Ольгу, будущую княгиню киевскую. Учитывая то, что сын Игоря и Ольги Святослав родился в 942 году, дата женитьбы Игоря выглядит крайне сомнительной. Когда Олег в 907 году отправился на Византию, то оставил Игоря наместником в Киеве. После смерти Олега Игорь в 913 году стал правителем Киевской Руси. Даты смерти Олега и, соответственно, начала правления Игоря, условны; подробнее см. в статье Вещий Олег.
В 914 году Игорь воевал с древлянами и возложил на них дань больше Олеговой.
В 915 году Игорь заключил мир с печенегами, которые впервые появились на Руси, проходя походом на Византию. Мир с печенегами долго не продержался, в 920 Игорь воевал с ними.
Следующее известие о деяниях Игоря летопись относит к 941 году, походу на Царьград. С этого года свидетельства об Игоре впервые появляются в византийских источниках того времени (стал первым русским князем, названным по имени в нерусских источниках).

Поход на Царьград 941—944 годов
Древнерусские летописи в рассказе о походе 941 года восходят к переводам Продолжателя Амартола, но также содержат следы народного предания, едва сохранившегося ко времени написания летописей.
Продолжатель Феофана так начинает рассказ о походе: «11 июня четырнадцатого индикта [941 года] на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы...». Лиутпранд Кремонский, посол итальянского короля Беренгария в Византию в 949 году, замечает о более тысячи кораблей у «короля русов Ингере». Поход сложился неудачно для Игоря, в морском бою русский флот был частично уничтожен греческим огнём. После набегов на византийские земли и ряда поражений Игорь в сентябре того же года вернулся домой. Русский летописец передаёт слова уцелевших воинов: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их.» О впечатлении, произведённом этим набегом на византийцев, свидетельствует следующий факт. Имя Игоря стало единственным из русских имён, попавшим в византийский энциклопедический словарь X века, известный как Суда.
В 942 году у Игоря рождается Святослав, ставший через 3 года великим князем под опекой матери.
В 943 году (летописная дата 944 год, но историки считают доказанным 943) Игорь собрал новое войско из варягов (скандинавских наёмников), руси (соплеменники Игоря), славян (поляне, ильменские словене, кривичи и тиверцы), печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большей частью войска по морю. Предупреждённый заранее византийский император Роман выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, который успел достичь Дуная. Одновременно Роман выслал дары печенегам. После совета с дружиной Игорь, удовлетворённый данью, повернул назад. Продолжатель Феофана сообщает о подобном событии в апреле 943 года, только противник византийцев, заключивший мир и повернувший назад без сражения, был назван как турки. Турками византийцы именовали обычно венгров, но иногда широко применяли название ко всем кочевым народам с севера (то есть под турками могли подразумеваться печенеги). Месяц апрель Константин Багрянородный упоминал в связи с началом навигации русов в Византию.
В следующем 944 году, Игорь заключил военно-торговый договор с Византией. В договоре упоминаются имена племянников Игоря, его жены княгини Ольги и сына Святослава. Летописец, описывая утверждение договора в Киеве, сообщил о церкви, в которой приносили клятву варяги-христиане.

Смерть Игоря
Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение:
«Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит" [...] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.»
Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. В изложении Льва Диакона император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.
По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла Искоростень и возложила на них тяжёлую дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав, сын Игоря.
В раннем памятнике древнерусской словесности, «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского (до 1050 г.), генеалогия русских князей прослеживается до Игоря. Всего спустя около 100 лет после гибели Игоря Иларион назвал его «древним Игорем». Игоря в ряду других прославленных князей поминает автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века:
«Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу...»

Историография по жизни Игоря
Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает дополнительные сведения о Игоре. Мать его была Ефанда, урманская (норманская) княжна и любимая жена Рюрика, получившая в приданое город Ижора. По мнению В.Н. Татищева имя "Ингорь", происходит от финского (ижорского) имени Ингер. Когда Игорь возмужал, князь Олег привёл ему жену из Изборска, из знатного рода Гостомысла. Её звали Прекраса, но Олег переименовал в Ольгу. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу чтил более других. У Игоря, кроме Святослава, был ещё сын Глеб, которого Святослав казнил за христианские убеждения. В остальном Иоакимовская летопись следует за «Повестью временных лет». В.Н. Татищев также приводит даты рождения Игоря из различных списков: 875 в Раскольничем, 861 в Нижегородском, 865 в Оренбургском.
В начале (913/914) и конце (943/944) правления Игоря русы совершили крупные морские походы в Каспийском регионе (см. Каспийские походы русов), о которых древнерусские летописи умалчивают. Хронологически возможно, что поход в 913/914 гг. повлиял на приход Игоря к власти, так как все его участники, согласно арабским авторам, были перебиты на Волге. По хазарским свидетельствам поход Игоря на Византию был связан с походом на Каспий в 943—945 гг. (см. Набег русов на Бердаа (943)), в котором, согласно хазарскому и арабскому независимым источникам, предводитель русов погиб. Хазарский источник сообщает о гибели именно «царя русов», именуя его X-л-гу, что делает заманчивым его отождествление с Вещим Олегом.
Византийское сообщение Льва Диакона о гибели Игоря от рук германцев лишь увеличивает неопределённость. Возможно, информатор Льва Диакона неправильно понял на слух незнакомый этноним "древляне" как более знакомый "германе".
Византийский император Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей», написанном в 949 году, заметил: «Моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии...» Буквально эта фраза подразумевает то, что к 949 году Игорь был ещё жив, так как по сочинению росы ежегодно по торговым делам приходили в Византию, и Константинополь был осведомлён о положении на Руси. По сведениям, изложенным историком Яном Стржедовским (в Sacra Moraviae Historia sive Vita SS. Cyrilli et Methudii, 1710 г.) в 949 году Игорь заключил союз с Олегом Моравским против Венгрии, но умер в том же году.
Историки, изучающие деяния Игоря по древнерусским летописям, отмечают нестыковки и натяжки в его биографии, что даёт повод к различным реконструкциям его правления.

Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Айрин
Афродита - богиня красоты и любви
avatar

Сообщения : 4846
Очки : 5137
Репутация : 38
Дата регистрации : 2010-01-10
Возраст : 33
Откуда : Украина
Настроение Всем девушкам нравится Брэд Питт, а мне ты)))

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Вс Ноя 07 2010, 13:18

Княгиня Ольга, в крещении Елена († 11 июля 969) — княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 до примерно 960 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая.
Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю Киевской Руси, принявшему крещение:
«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи.»

Происхождение
Согласно самой ранней древнерусской летописи, «Повести Временных Лет», Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска». По мнению норманистов, варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga. Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых 1-й половиной X века. С другой стороны, в летописях имя Ольги часто передано славянской формой «Вольга». Известно и древнечешское имя Olha.
Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга». Олег же поженил Игоря и Ольгу.
Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги:
«Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил».
Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение Нового Владимирского Летописца («Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу».) и переводя летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска — болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора Нового Владимирского Летописца перевести сообщение «Повести временных лет» об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.

Брак и начало правления
По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году.
Возможно, чтобы разрешить это противоречие, поздние Устюжская летопись и Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского сообщают о 10-летнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит легенде, изложенной в Степенной книге (2-я половина XVI века), о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тамошних местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же «разгореся желанием» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены.
Новгородская Первая летопись младшего извода, которая содержит в наиболее неизменном виде сведения из Начального свода XI века, оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге не датированным, то есть самые ранние древнерусские летописцы не имели сведений о дате свадьбы. Вполне вероятно, что 903 год в тексте ПВЛ возник в более позднее время, когда монах Нестор пытался привести начальную древнерусскую историю в хронологический порядок. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в русско-византийском договоре 944 года.
Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.

Месть древлянам
Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:
1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
«Ольга посмотрела на них из терема и спросила: «Довольны ли честью?» А они закричали: «Ох! Хуже нам Игоревой смерти».
2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В ПВЛ летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном.
После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Правление Ольги
Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.
В 945 г. Ольга осуществила серьёзные преобразования в управлении княжеством — установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») — «оброков» и периодичность их сбора («уставы»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).
На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.
Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей» (гл. 9), написанном в 949 году, упоминает, что «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». Из этого короткого сообщения следует, что к 949 году власть в Киеве держал Игорь, либо, что выглядит маловероятным, Ольга оставила сына представлять власть в северной части своей державы. Также возможно, что Константин имел сведения из ненадёжных или устаревших источников.
Следующим деянием Ольги, отмеченным в ПВЛ, является её крещение в 955 году в византийском Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.
В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии». Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Видимо, визит в Византию не принёс желаемых результатов, так как ПВЛ сообщает о холодном отношении Ольги к византийским послам в Киеве вскоре после визита. С другой стороны, Продолжатель Феофана в рассказе об отвоевании Крита у арабов при императоре Романе II (959—963 гг.) упомянул в составе византийского войска русов.
Точно неизвестно, когда именно Святослав начал самостоятельно править. ПВЛ сообщает о его первом военном походе в 964 году.
Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом:
Пришли к королю (Оттону I Великому), как после оказалось, лживым образом послы Елены, королевы Ругов, которая при константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников.
Оригинальный текст (лат.) — Reginonis abbatis prumiensis Chronicon, cum continuatione treverensi
Таким образом, в 959 году Ольга (в крещении Елена) официально рассматривалась как правитель Киевской Руси.
Убеждённому язычнику Святославу исполнилось 18 лет в 960 году, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщает Продолжатель Регинона:
«962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся».
Дата начала самостоятельного правления Святослава достаточно условна, русские летописи считают его преемником на русском престоле сразу же после смерти Игоря.
Святослав находился всё время в военных походах на соседей Киевской Руси, передоверяя матери внутреннее управление государством. Когда в 968 году печенеги впервые совершили набег на Русскую землю, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Вернувшийся из Болгарии Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться надолго в Киеве. Когда он в следующем году собрался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его:
«Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу".
Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю рускому Володимеру» сообщает точную дату смерти княгини Ольги: 11 июля 969 года.

Крещение Ольги и церковное почитание
Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие христианства всем древнерусским народом.
Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин с патриархом (Феофилакт до 956 г.): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу замуж, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.
Из византийских источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь. Константин Багрянородный описал его подробно в сочинении «Церемонии», не указав года события. Зато он указал даты официальных приёмов: среда 9 сентября (по случаю прибытия Ольги) и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует 957 и 946 годам. Обращает на себя внимание длительное пребывание Ольги в Константинополе. При описании приёма называются василевс (сам Константин) и Роман — багрянородный василевс. Известно, что Роман, сын Константина, стал формальным соправителем отца в 945 году. По версии историка Г. Г. Литаврина визит, описанный Константином, состоялся на самом деле в 946 году, а крещение состоялось во время 2-го визита в Константинополь в 954 или 955 годах. Упоминание на приёме детей Романа свидетельствует в пользу 957 года, который считается общепринятой датой визита Ольги и её крещения.
Однако Константин нигде не упомянул о крещении Ольги (как и о целях её визита), и более того, в свите княгини был назван некий священник Григорий, на основании чего некоторые историки предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это делал Продолжатель Регинона. Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в Константинополе в 950-х годах:
«И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой».
О крещении в Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957 году. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт, возглавивший неудачную миссию в Киев в 961 году и имевший сведения из первых рук.
Согласно большинству источников княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 года, и крестили её, вероятно, Роман II (сын и соправитель императора Константина), и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это как спонтанное решение. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Скорее всего, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение в 865 году), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Св. Ильи в Киеве в русско-византийском договоре 944 года.
В 969 году Ольга была похоронена в земле по христианскому обряду. В 1007 году её внук князь Владимир Креститель перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.
Скорее всего, в княжение Владимира княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. Однако официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее — до середины XIII века. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.
В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).
Память равноапостольной Ольги празднуется православными церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католическими и др. западными церквами — 24 июля по григорианскому.
Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Историография по Ольге
Основные сведения по жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.
Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968—971 годов. Глеб мог быть сыном Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жён. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги.
Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677) рассказал о неком русском князе Олеге, ставшим в 940 году последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949 году. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги.
О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием, упомянул Константин Багрянородный в перечислении её свиты во время визита в 957 году в Константинополь. Анепсий означал, чаще всего, племянника, но также и двоюродного брата.

Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Souris
Баронесса
avatar

Сообщения : 55
Очки : 64
Репутация : 7
Дата регистрации : 2010-01-06
Возраст : 32
Откуда : Вятка
Настроение вау!

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Чт Дек 16 2010, 19:30

очень интересная тема! особенно порадовало про гигиену - сама хотела об этом написать об этом, как только название темы увидела... но меня опередили)))
и потом еще удивляются, почему продолжительность жизни была маленькая!!! хотя пресловутый Людовик XIV прожил аж до 77 лет... да, с мытьем там ( в Европе) была беда - помню, как только начала данным вопросом интересоваться читала все. что с историей связано... подряд... попалась книга по гигиене... там описывались упомянутые уже рыцари...когда доспехи не снимались несколько дней кряду, а вонь от ест.нужд становилась такая, что слуги обливали их водой, вымывая из доспехов все лишнее((( но делалось это не чистоты ради. а потому, что лошади не подпускали к себе "благовоняющих" всадников...
поэтому, когда читаю про героинь, которые в средневековой Англии моются каждый день. меня это просто умиляет!
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
La comtesse
Мечта Влюбленного Поэта
avatar

Сообщения : 5805
Очки : 6342
Репутация : 42
Дата регистрации : 2009-12-27
Возраст : 29
Откуда : Россия, Ульяновск
Настроение Шоколад вдвойне вкусней, если ночью и нельзя...

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Чт Дек 16 2010, 19:36

Аня, а все-таки факт достоверный, что Людовик 14 мылся чуть ли не каждый день. Ну, он мог это себе позволить. Evil or Very Mad

_________________
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Souris
Баронесса
avatar

Сообщения : 55
Очки : 64
Репутация : 7
Дата регистрации : 2010-01-06
Возраст : 32
Откуда : Вятка
Настроение вау!

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Чт Дек 16 2010, 19:43

Цитата :
Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни – и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

поддерживаю Айрин - вернее, ту информацию, которую она выложила!

неа. не мылся.... максимум - лицо влажным полотенцем протирал...
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
La comtesse
Мечта Влюбленного Поэта
avatar

Сообщения : 5805
Очки : 6342
Репутация : 42
Дата регистрации : 2009-12-27
Возраст : 29
Откуда : Россия, Ульяновск
Настроение Шоколад вдвойне вкусней, если ночью и нельзя...

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Чт Дек 16 2010, 19:49

Мылся-мылся! Я это на одном ооочень серьезном форуме по этому дядечке читала, и писала это женщина, серьезно изучавшая эпоху и личность.
Все-таки высший свет мылся чаще, чем низшие слои населения.

_________________
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Souris
Баронесса
avatar

Сообщения : 55
Очки : 64
Репутация : 7
Дата регистрации : 2010-01-06
Возраст : 32
Откуда : Вятка
Настроение вау!

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Чт Дек 30 2010, 10:18

нууу, насчет частого мытья высшего света - это спорно... в конце концов крестьянину заморачиваться не надо было - пошел к речке и окунулся... да и через речки босиком им чаще приходилось переходить, тут уж хотя бы ноги, но мылись))))))
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
La comtesse
Мечта Влюбленного Поэта
avatar

Сообщения : 5805
Очки : 6342
Репутация : 42
Дата регистрации : 2009-12-27
Возраст : 29
Откуда : Россия, Ульяновск
Настроение Шоколад вдвойне вкусней, если ночью и нельзя...

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Чт Дек 30 2010, 11:58

Ха-ха! И зимой зато он за все лето отыгрывался. Evil or Very Mad

_________________
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Souris
Баронесса
avatar

Сообщения : 55
Очки : 64
Репутация : 7
Дата регистрации : 2010-01-06
Возраст : 32
Откуда : Вятка
Настроение вау!

СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   Сб Янв 01 2011, 02:56

ага, особенно, если в южных областях Франции жил)))
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.   

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Правда и вымысел в любовных романах. Историческая справка. Реалии жизни.
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 5 из 6На страницу : Предыдущий  1, 2, 3, 4, 5, 6  Следующий
 Похожие темы
-
» Иридодиагностика - правда или вымысел?
» О Кардымовском пиве: правда или вымысел? (18+)
» Историческая справка автор Navy58
» «Игра престолов»: правда и вымысел
» Историческая справка автор Navy58

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
КНИГИ О ЛЮБВИ - Клан MacSexy - четыре года спустя :-) :: Жанр любовного романа :: О ЛР замолвите слово-
Перейти: